22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Вощение деталей мебели

Вощение деталей мебели состоит в нанесении на поверхность древесины восковых мастик с дальнейшим их растиранием. Восковой отделке подлежат главным образом изделия из древесины пористых пород (орех, дуб, бук). Так как восковая мастика является хорошим порозаполнителем, грунтовка при этой отделке не требуется. Перед вощением поверхность зачищают, шлифуют и удаляют ворс (как это описывалось выше). Вощение производят остывшим воском, который наносят на древесину кистью с жесткой и короткой щетиной. Покрытие должно быть равномерным, без пропусков. Нанесенный восковой слой просушивают в течение 24 часов при температуре 18-20°, при этом поверхность становится темной и грязной, после чего ее растирают суконкой до тех пор, пока поверхность не станет чистой, с ровным блеском. Для закрепления отделки законченную деталь древесины покрывают лаком, разведенным политурой в соотношении 1:1, или шеллачной политурой, в которой растворяют 5-7% восковую пасту.

Восковые мастики (в частях по массе):

Мастика №1 Мастика №2

Воск 30

Стеарин (для блеска) 10

Мыло 10

Скипидар 40

Канифоль 10

Воск 25

Мыло 12

Охра 5

Раствор поташа 18

Канифоль или масляный лак 40

Можно для вощения применить простой состав, взяв воск и скипидар в соотношении 1:2 или 1:3, куда для блеска добавить немного канифоли или стеарина. Скипидар можно заменить бензином, тогда время сушки уменьшится с 2 суток до 3 часов. Для приготовления мастики воск, стеарин и канифоль расплавляют нагреванием до температуры 80-90°. В расплавленную смесь, не прекращая подогревания, последовательно добавляют при перемешивании водный раствор поташа, масляный лак и мыльную стружку. Когда смесь хорошо размешана, в нее добавляется пигмент. Подогрев и перемешивание продолжают до тех пор, пока масса не станет однородной. Нанесенную на дерево остывшую мастику покрывают шеллачным лаком пополам с политурой для придания поверхности стойкости против пыли, сырости и мелких механических повреждений.

Восковые мастики могут быть заменены грунтовками (жидкие — для мелкопористой древесины, густые — для крупнопористой), которые служат для улучшения сцепления древесины с отделочным составом — лаками, политурами и т.п. Часто грунтовки (светлые нитроцеллюлозные лаки, натуральная олифа, шеллачный лак) сами могут являться отделочными составами.

Грунтовочными составами под прозрачные покрытия, не скрывающими текстуру древесины, являются, кроме восковых, грунтовки канифольно-меловые, лаковые мастики, 10% раствор столярного клея ("лендрик") и др.

Простейшая восковая грунтовка состоит из расплавленного на водяной бане 1-1,5 частей (по массе) воска и добавленного к нему 2 частей скипидара. Эту грунтовку наносят в холодном состоянии с помощью кисти.

Для канифольно-меловой грунтовки берут следующие составляющие (в частях по массе): канифоль + мел + чистый бензин (15:30:55). Сначала в бензине растворяют канифоль, потом всыпают мел, после чего со­став наносят кистью, а затем сильно втирают шерстяным тампоном.

Порозаполнители существенно снижают расход лаков и политур при отделке, улучшают адгезию (сцепляемость) лака и древесины. Самые распространенные порозаполнители — это пемзовая пудра, тальк, трепел. В зависимости от цвета детали мебели они могут быть бесцветны­ми или подкрашенными с помощью различных сухих красителей.

Один из простых составов порозаполнителей: 6% лака ПФ-283 смешиваются с 8% уайт-спирита и к этому составу добавляют 86% просеянного через капроновый чулок гипса, после чего тщательно перемешивают. Эту пастообразную смесь втирают в поры древесины тампоном или жесткой кистью. Излишки удаляют сухой тканью. Время сушки такой пасты — 2 суток.

От олифы поверхность приобретает желтоватый оттенок, поэтому при реставрации деревянных изделий, покрытых нитролаками, ее не применяют. Такие поверхности лучше всего грунтовать прозрачными же нитролаками НЦ-218, НЦ-222 и др. А вот при реставрации поверхностей, ранее покрытых шеллачной политурой, в качестве грунтовки лучше всего использовать саму политуру

Для прозрачной отделки мебели изготовленной из красного дерева, грецкого ореха, палисандра, розового дерева, карельской березы, применяется отделка шеллачным лаком и политурой.

При содержании шеллака (смолы) в спирте 20-30% (по массе) раствор называют лаком. Спирт при этом берется крепостью 90-95%. При содержании шеллака 8-15% и крепости спирта ниже 90% раствор называют политурой. Многие предметы мебели, рояли, пианино покрыты черной шеллачной политурой, содержащей нигрозин. С появлением новых синтетических покрытий шеллачные лаки стали применяться реже.

Для заделки сучков, трещин, расколов, щелей на стыках соединений необходимо применять шпатлевки и замазки, связующими веществами для которых служат клеи (столярный, казеиновый), лаки и натуральная олифа. Шпатлевки применяют при непрозрачной отделке и при заделывании дефектных мест основы перед облицовыванием.

Лакирование деталей мебели может быть произведет но с помощью следующих лаков: а) спиртовых, б) масляных, в) нитроцеллюлозных, г), терпентино-коллокеилиновых, д) политуры. Рассмотрим эти технологии.

Спиртовые лаки состоят из естественных смол, рас­творенных в этиловом спирте-сырце. Наносится лак на горизонтальную поверхность, подготовленную под лакирование, просушенную и протертую от пыли. Нанесение лаков производят вдоль волокон, без образования потеков, в одном направлении с помощью ватного тампона в холщовой или полотняной оболочке. При работе тампоном нельзя допускать остановки тампона или слишком сильного нажима на него, так как это вызовет частичное растворение ранее нанесенного слоя, прилипание тампона к поверхности и порчу ("ожог") покрытия. Чтобы уменьшить опасность прилипания, на подошву тампона или на отделываемую поверхность наносят несколько капель растительного или вазелинового масла. После расходования одной порции лака его вновь наливают внутрь тампона. Не следует макать тампон в лак, так как это приведет к обязательному появлению потеков вследствие неравномерности схода лака с тампона (по краям тампона лака всегда больше, потому что там образуется желеобразная масса из задержавшегося на тампоне лака, которая хуже разгоняется по поверхности, создавая полосы лака большей, чем это нужно, толщины). После нанесения первого слоя лака поверхность сушат на протяжении 2 часов, а затем шлифуют шкуркой № 180-200. После чего поверхность покрывают вторым, более жидким слоем, разводя лак политурой в соотношении 1:2, после чего сушат и шлифуют пемзовым порошком с водой или с керосином. Порошок получают в результате трения двух кусков пемзы друг о друга. Шлифую легко, без нажима, чтобы не травмировать лаковую пленку. После чего наносят третий, а если нужно, то и четвертый слой лака и шлифуют шкуркой № 220-320 с использованием в качестве охлаждающей жидкости бензина или керосина.

Масляные лаки представляют собой растворы смол в олифе или высыхающем масле. Лучшим лаком всегда считался копаловый, приготовленный из ископаемой смолы растительного происхождения, твердой, прозрачной, желтого, или красноватого цвета с раковистым изломом.

Первый слой лака наносят на поверхность, которую предварительно очищают (обдувают воздухом или протирают замшей). Наносят лак кистью равномерно по всей поверхности. Излишки лака собирают кистью и растушевывают. Затем слой лака просушивают до тех пор, пока пленка не будет давать отлипа, после чего шлифуют шкуркой № 140 вдоль волокон древесины плавными движениями с небольшим нажимом. Перед нанесением второго слоя лака поверхность снова протирают замшей или обдувают воздухом. Второй слой наносят аналогично первому, сушат и шлифуют суконкой или фетром (порошком пемзы, насыпанного на смоченную водой поверхность), периодически очищая шлифуемую поверхность влажной губкой. После окончания шлифования изделие протирают насухо замшей. Точно так же наносят третий слой. Затем поверхность располировывают тампоном, в который наливают спирт, а на тампон капают несколько капель масла. Располировку производят круговыми движениями до получения зеркальной поверхности, которую протирают чистой сухой фланелью и высушивают.

Нитроцеллюлозные лаки представляют собой раствор нитроцеллюлозы в органических растворителях с добавлением смол, пластификаторов и пигментов. Применяются нитролаки №№754, 759 и другие, которые растворяют разбавителями №№ 646,647, АМР. Нитролак наносят пистолетом-распылителем с помощью компрессора или (в быту) с применением пылесоса на поверхность, загрунтованную специальной грунтовкой, при температуре в помещении не ниже 18°С и относительной влажности не более 60%. Рабочая вязкость наносимого нитролака должна составлять не более 6-10 сек. После нанесения первого слоя поверхность сушат в течение 1 часа, затем шлифуют шкуркой №№ 120-140. Таким же образом наносят второй и третий слой лака. Сроки сушки покрытий от 30 до 120 минут. После четвертого покрытия поверхность сушат 24 часа и шлифуют шкуркой №№ 150-180, обильно смачивая шкурку бензином или керосином. После шлифовки поверхность насухо протирают мягкой чистой ветошью и располировывают тампоном. Смоченным в располировочной жидкости следующего состава (в частях по массе): 1 часть этилового спирта-ректификата + 1 часть растворителя № 646. Располировку производят быстрыми круговыми движениями. Для глянцевитости располированную поверхность обрабатывают 5-8% спиртовой шеллачной политурой без пемзы с небольшим количеством масла. Затем протирают поверхность чистым этиловым спиртом-ректификатом.

Терпентино-коллоксилгшовые лаки (лаки сортов ТК) создают пленки, которые легко полируются политурой и спиртом. Для высококачественной отделки древесины применяют лак ТК-3, который наносится на поверхность не грунтованную или загрунтованную только масляными, казеиновыми или казеино-канифольными грунтовками. Его нельзя наносить на поверхность загрунтованную воском или его заменителями. Промышленностью лак выпускается уже в состояний рабочей вязкости, но при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646.

Перед нанесением покрытия поверхность выравнивают мокрым шлифованием. Затем пленку лака полируют политурой ТК-1 или спиртом с помощью ватно-шерстяного или шерстяного тампона в холщовой или полотняной оболочке, внутрь которого вводят полирующую жидкость. На поверхность тампона наносят 2-3 капли вазелинового масла. Полирование выполняют по той же технологии и теми же приемами, что и шеллачной политурой.

При менее качественной отделке применяют лак ТК-2, технология отделки которым такая же, как и отделки нитролаками. Этот лак может быть применен в качестве грунтовки при высококачественной отделке древесины.

Политура ТК-1 заменяет собой шеллачную политуру и может быть использована также в качестве грунтовки под шеллачную политуру и для полирования покрытий лаками ТК-2 и ТК-3. Перед употреблением политуру ТК-1 разбавляют этиловым спиртом до рабочей консистенции.

Полирование политурой заключается в постепенном многократном нанесении тончайших слоев политуры, чем придается обрабатываемой поверхности устойчивый зеркальный блеск и выявляется цвет и текстура древесины. Лучшей считается шеллачная политура. Полируют тампоном из мягкой шерстяной ткани или комком шерсти или ваты, обернутых в старое стираное полотно. При полировании поверхность тампона смачивают небольшим количеством политуры. После наполнения тампона им делают на поверхности пробный мазок (лас). При правильном наполнении тампона лас должен быстро исчезать. При чрезмерном наполнении тампона мазок получается жирным, медленно сохнущим — таким тампоном полировать нельзя. Процесс полирования состоит их четырех операций: грунтования, 1-го, 2-го и 3-го полирования.

Грунтуют 10% политурой. Первое и второе полирование осуществляют 8% политурой. 3-е полирование выполняют 5-7% политурой. Темп движения тампона, спокойный при грунтовании, возрастает при полировании. Чтобы тампон лучше скользил по полируемой поверхности, на его подошву наносят 2-3 капли вазелинового, льняного или подсолнечного масла. Менять масло следует лишь тогда, когда движение тампона затрудняется. Грунтуют вначале чистой политурой, а затем с припудриванием поверхности древесины или тампона пемзовой пудрой, насыпанной в мешочек из тонкой плотной ткани.

Грунтовать следует до полного закрытия пор и до появления на древесине блеска. Загрунтованную поверхность после просушки шлифуют шкуркой № 325-400 или пемзовым порошком с льняным маслом.


Полирование тампоном:
а - прием полирования с образованием паса, б - схема движений тампоном принормальном егоувлажнении, в - тоже, при избыточном увлажнении, г - то же, при подсушенном тампоне

Между отдельными операциями полирования поверхность подвергают значительной выдержке. После всех слоев полирования приступают к завершающей операции — выполировке чистым этиловым спиртом с добавлением пудры из обожженного доломита, делая это быстры­ми движениями с помощью тампона в виде восьмерок.

Наиболее прочные и влагостойкие покрытия с сильным, жестким блеском образуют масляные лаки, но к их недостаткам можно отнести длительную сушку (до 48 часов). Эти лаки рекомендуются для всех видов древесины. Наносят их тампоном или кистью 1-2 раза.

Спиртовые лаки дают эластичную пленку с более мягким блеском, чем у масляного, но менее водостойкую. Лучшими считаются шеллачные лаки, высыхающие за 1,5-2 часа.

Нитролаки образуют довольно стойкую с сильным блеском пленку, достаточно водостойкую, более прочную, чем у спиртовых лаков. Высыхают нитролаки за 15-20 минут. Наносят их на все породы древесины за 3-5 раз, Чаще кистями, но лучше их распылять с помощью распылителей (пистолетов), но при этом помещение должно часто проветриваться или иметь принудительную вентиляцию.