22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Скульптурная резьба - стр.6

 

Дерево имеет свойство под действием света и воздуха темнеть, как бы "загорать", но, к сожалению, этот процесс слишком долог, чтобы можно было себе позволить дождаться ровного "загара" скульптуры в естественных условиях, поэтому скульптуру из светлого дерева следует покрасить тоном темнее пыли, которая в этом случае уже не сможет загрязнить изваяние, а разве что только "посеребрит" его темную поверхность. Пыль с деревянных скульптур можно удалять ТОЛЬКО СУХОЙ ТРЯПКОЙ! Влажная тряпка обязательно вотрет в поры дерева пыль, которая в смеси с влагой превратится в грязь, и тем самым сильно испортит скульптуру.

Деревянную скульптуру можно красить темперной краской, протравой и протирать тонким слоем масляной краски. Так как структура дерева образуется плотно спаянными волокнами с тончайшими каналами (капиллярами), по которым движутся жидкие жизненные ингредиенты в живом дереве, эта-то пористая структура и является причиной того, что та или иная жидкая краска легко пропитывает слои дерева, перерезанные поперек, и скользит без малейшего следа по продольному срезу. Так что скульптура, имеющая на своей поверхности торцевые и продольные участки, после ее покраски будет иметь пегую поверхность, что также исказит ее восприятие. В этом случае после высыхания поверхности ее осторожно ретушируют в неудачных местах той же краской и шлифуют куском дерева или сухой (!) суконки. Такая скульптура, "загорая", со временем приобретает более ровный и приятный оттенок.

Можно покрыть поверхность скульптуры натуральной олифой (вареным льняным маслом) и по высыхании протереть тонким слоем масляной краски либо покрыть скульптуру казеиновым клеем с примесью мела или гипса (так называемым "левкасом") и после его высыхания подкрасить темперой. В этих двух случаях поры дерева закрываются маслом или клеем, а поверхность дерева равномерно принимает на себя краску, однако при этом под слоем этих покрытий пропадет красивая естественная структура дерева.

Можно также применить равномерный обжиг деревянной скульптуры при помощи паяльной лампы, доводя ее цвет до более или менее равномерного коричневого цвета, но и здесь очень трудно удержаться на хорошем уровне исполнения и не "испятнать" работу ожогами.

Есть еще один способ предохранения светлого дерева от загрязнения — протирать его поверхность тончайшим слоем воска (2 части воска сплавляются с 1 частью олифы).

Хочется еще раз вернуться к работе богородских резчиков и показать специфику этой так радующей глаз резьбы. Выше уже отмечалось, что богородские резчики выработали прием резьбы из так называемой "горбушки" — 1/4 колотой части круглого деревянного чурбака или полена, разрубленного топором вдоль волокон на 4 части. Резьба скульптуры из такой горбушки имеет ряд положительньрс сторон. Во-первых, она режется в основном вдоль слоя, что, как мы неоднократно отмечали, удобнее всего. Во-вторых, значительно облегчено получение скульптурного объема из такой заготовки, т.к. она максимально вписывает в себя эти монофигурные композиции.

Работа ведется сидя на низких скамеечках за низкими верстаками, зажав заготовку между коленями с упором на верстак. В наборе инструментов богородского резчика кроме полукруглых стамесок различной величины есть специальный, так называемый "богородский" нож со скошенным лезвием, с помощью которого производится черновая обрезка (обрубка) скульптуры, а иногда и выявление скульптурного объема; Кстати сказать богородская скульптура режется и компонуется вместе с подставкой, которая является неотъемлемой частью композиции, уравновешивающей и удерживающей потенциально динамичные изображения резных персонажей, а, кроме того, придает изделию целостность и завершенность.

далее >>>