22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Скульптурная резьба - стр.5

 

Переходя постепенно от грубой резьбы к более мелкой, резчик соответственно меняет размер и профиль резчицкого инструмента. После того как лишняя древесина в заготовке будет срублена, топор и долота меняют на стамески и клюкарзы. Дальнейшая обработка ведется при помощи больших (драчевых) и малых (с мелкой насечкой) рашпилей, острых ножей, а затем рифлевок. Если нужно сделать поверхность скульптуры гладкой, можно пользоваться мелким напильником или "стеклышком". Шлифовать дерево можно куском дерева более твердой породы. При необходимости применяют и шлифовальные шкурки, это зависит от того, какую фактуру в своей работе хотел иметь автор. А вот покрывать поверхность скульптуры лаком не следует, так как в результате этого скульптура приобретает грубый и неприятный, искажающий природу дерева, блеск.

К неизбежному значительному недостатку дерева как скульптурного материала относится его свойство давать трещины по мере высыхания природного куска, несмотря даже на все предосторожности, предпринятые вовремя его сушки и хранения. Наиболее подвержены растрескиванию породы дерева с твердой древесиной, такие, как клен, вяз, а вот береза и липа трескаются меньше. Если же брать куски дерева, располагавшиеся по стволу близко к корням, так называемые свилеватые (с извилистыми волокнами), то они очень мало или практически не трескаются, и так же мало трескаются развилки и сучковатые стволы (в силу тех же причин). Кроме того, если начать обрабатывать еще сырое дерево, которое, кстати, гораздо легче режется, то, постепенно обрабатывая и срезая слои древесины обрубка, дают возможность древесине сохнуть равномерно. В этих случаях дерево не трескается. Ликвидировать крупные трещины следует в процессе обработки дерева, вгоняя в них соответствующие пластинки того же дерева ив одинаковом направлении слоев, смазывая обе стороны пластичным клеем (столярным, реже казеиновым). Маленькие трещины и изъяны лучше всего заделывать на законченных и покрашенных скульптурах. Для этого берут тонкие опилки ("муку" из-под напильника), подмешивают в небольшом количестве один из упомянутых выше клеев и полученное тесто вмазывают в трещинки. После высыхания "залеченное" место подчищают и подкрашивают.

Можно использовать для заделки мелких изъянов шпатлевку такого состава: 3 вес. части мела тонкого помола сеяного + 1 вес. часть олифы + 1/4 вес. часть 20% клеевого раствора + 1/2 вес. часть пигмента сухого или масляной краски. Эту смесь тщательно размешивают и перетирают в фарфоровой ступке или на мраморной доске шпателем. Перед шпатлеванием дефектные места (трещины, заколы, задиры) смачивают натуральной олифой и просушивают в течение 6-8 часов. По окончании шпатлевания скульптуру просушивают в течение 2 суток, после чего нрошпатлеванные места шлифуют мелкозернистой шкуркой. При значительной усадке шпатлевки шпатлевание повторяют еще раз.

Древесина большинства пород дерева в средней полосе России имеет светлый цвет, исключая древесину яблони и груши. Скульптура из светлого дерева обладает ни с чем не сравнимым цветом свежеобработанного дерева, но, к великому сожалению, она очень пылится и темнеет на выпуклых местах, оставаясь светлой в углублениях, что искажает ее восприятие, как бы "выворачивая" скульптуру и тем самым представляя нам в некотором роде негатив (выпуклости, как правило, светлее, а впадины — темнее), что делает ее непривлекательной для обозрения.

далее >>>