Выпиливание лобзиком

Скульптурная резьба - стр.4

 

При подготовке материала к резьбе может оказаться, что размер заготовки меньше размера скульптуры. В этом случае прибегают к наращиванию заготовки, приклеиванию кусков сухой древесины той же породы, подобранной по цвету, текстуре, и направлению волокон. Соединяемые плоскости должны быть тщательно простроганы и прифугованы так, чтобы между соединяемыми участками не было щели. Для склеивания применяют столярный или казеиновый клей. Намазанный клеем кусок прижимают к основной заготовке с помощью струбцин или прибивают деревянными коническими шпильками в заранее высверленные отверстия. Склеенную заготовку выдерживают два-три дня до начала резьбы.

Резьба станковой скульптуры, особенно портрета, — сложная художественная и техническая задача. Резчик-исполнитель должен владеть художественной композицией, приемами резьбы, знать и чувствовать при этом материал. Работа в дереве может быть начата скульптором или мастером-резчиком только после выполнения проекта в глине и дальнейшего перевода его в гипс.

Для выполнения скульптурной работы по гипсовой модели существует специальное копировальное приспособление — крестовина, на трех концах которой наглухо закреплены три стальные иглы. Гипсовую модель помещают рядом со станком резчика, а крестовину устанавливают таким образом, чтобы неподвижно закреп­ленные иглы касались модели в трех местах — трех "мертвых" точках. Такие же "мертвые" точки должны быть отмечены и на заготовке. "Мертвыми" называются они потому, что уже в предварительной, черновой обрубке соответствуют или почти соответствуют рельефу будущей скульптуры и не будут более обрабатываться до конца резьбы. Четвертая, рабочая, игла приспособления — подвижная — закрепляется на крестовине с помощью винта или струбцины. Часто на этой игле имеются насечки (риски) для определения глубины ее выдвижения или подъема.

Копирование (перевод в материал скульптуры с помоЩыо крестовины и подвижной иглы)

Копирование (перевод в материал скульптуры с помощью крестовины и подвижной иглы):

а – “привязка" крестовины к модели по маякам и снятие размера подвижной иглой: М1, М2 МЗ - установочные "привязочные" маячки; I, II, III, IV - шарниры жесткой установки игл крестовины; К, Л, М, И - шарниры подвижной "рабочей" иглы: б - перенос размеров модели на заготовку подвижной иглой: T1, T2, T3 - фиксированные маячные точки на заготовке; С.О. - снимаемый объем материала, определенный с помощью подвижной иглы

После того как крестовина установлена и неподвижные иглы касаются "мертвых" точек на модели, при помощи подвижной иглы можно отметить, сколько надо срезать (по толщине) древесины в данной точке, чтобы получить нужный рельеф. Затем переносят все приспособление на заготовку. Подведя неподвижные иглы к соответствующим "мертвым" точкам на заготовке, можно видеть, что подвижная игла не помещается в отведенном ей промежутке между заготовкой и крестовиной, на которой она закреплена. Значит, ее придется отодвинуть на некоторое расстояние, которое определяется или с помощью рисок на игле, или с помощью хомутика, надеваемого на иглу. Замеренное расстояние и есть размер (толщина) древесного слоя, который нужно снять, чтобы получить нужный рельеф. Таким образом, переставляя крестовину с иглами, намечая всякий раз неподвижные точки и одну подвижную, производя замеры глубины порезки при помощи подвижной иглы, резчик постепенно обрабатывает весь объем заготовки в точном соответствии с объемом и профилями заданной гипсовой модели. Надо отметить, что работа эта очень кропотлива и ведется постепенно, от самых выступающих точек к более глубоким.

далее >>>