Выпиливание лобзиком

Скульптурная резьба - стр.3

 

При простых композициях, где правый и левый профили практически не отличаются, а силуэт анфас и со спины также неизменен, из картона или другой плотной бумаги изготавливаются два силуэта-шаблона и с помощью них композиция переносится на материал. При более сложных композициях, где, желательно верно передать боковое движение (поворот, наклон), лучше всего использовать пластилиновый слепок небольшого размера, соответствующий вашей композиции, который легко можно держать в одной руке.

Этапы выполнения скульптурной работы

Этапы выполнения скульптурной работы:
а - нахождение силуэта в трек ракурсах; б - вписывание силуэта в курок дерева; в - работа в материале:
1 - основная разметка; 2 - обруб основных форм; 3 - проработка рельефа деталей скульптуры

Выбранный вами для задуманной композиции кусок дерева прочно устанавливается на верстаке в точно вертикальном положении. Теперь, отойдя от верстака на некоторое расстояние (в зависимости от размера будущего изваяния), поступаете следующим образом: эскиз-слепок берете в левую руку и, держа его перед глазами, смотрите через него на заготовку так, чтобы силуэт эскиза вписался в контуры заготовки. Если расстояние от ваших глаз до заготовки равно вашей вытянутой руке, то вы, не сходя с места, угольком отчерчиваете нужный вам силуэт, т.е. отмечаете то, что должно быть удалено при первой, черновой обрубке. Ну а если композиция задумана большого размера, то с разметкой придется несколько повозиться. Кстати, старайтесь при такой разметке отмечать сразу удаление дерева на всю толщину, а не только местные порубки. То же делаете, повернув заготовку на 90° или (при тяжелой заготовке) обойдя ее на тот же угол. Излишне говорить, что разметку производят с припуском на точную обработку.

Таким образом, вы получаете разметку силуэтов будущего изваяния. Теперь слово резцу. Лишнюю древесину с прямых участков срубают топором, не допуская сколов и зарубов в пределах контура рисунка. С вогнутых участков древесину снимают с помощью полукруглых стамесок, следя за направлением волокон и также не допуская сколов и зарубов. Особая опасность скола древесины возникает при резании дерева поперек волокна с помощью киянки на выходе стамески к противоположной стенке заготовки. Избежать скола можно только путем встречного резания этого участка. После выполнения операции черновой вырубки приступают к проработке основных скульптурных форм.

Проработка скульптурной формы производится постепенно — сначала крупными стамесками, а затем более мелкими. Срезать древесину следует осторожно, мелкими резами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон. При этом имейте в виду, что вы всегда должны иметь запас материала, как для вырезания общей формы, так и для обработки деталей, для создания нужной фактуры, а также для отделки изделия.

далее >>>