22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Скульптурная резьба - стр.2

 

Каждый раз скульптор ставит перед собой задачу — удалить лишние слои дерева, чтобы извлечь наружу заключенную в куске дерева задуманную скульптурную композицию. Чем меньше этих слоев придется удалять, тем легче и скорее появится задуманный вами образ. А вот если удалять придется много, то тут или вы ошиблись в композиции, или для нее нужен был кусок древесины другой конфигурации.

Перед разметкой заготовке, опиленной, как уже было сказано, с двух сторон (сверху и снизу) с припуском на обработку, с помощью топора придают форму параллелепипеда, на гранях которого легко разметить задуманное изделие. Иногда круглый чурак раскалывают топором на четверти, получая так называемые "горбушки". Так делают богородские резчики, потому что горбушки имеют с двух сторон прямые, сходящиеся в прямой угол плоскости, а с третьей стороны — криволинейную, и в такую заготовку легко вписываются фигурки человека и животных. К тому же при работе получается минимальное количество отходов материала.

Заметим также, что все высокие цилиндры с небольшим диаметром пригодны для стоящих человеческих фигур. Обрубки с большим диаметром хороши для более объемных фигур, например для бюстов. Для фигур сидящих зверей и хищных птиц выбираются также высокие куски дерева.

Стволы деревьев в процессе роста, бывает, плавно и ритмично изгибаются, образуя при этом впадины и выпуклости. Глядя на такие стволы, можно сказать, что в них застыло живое пластичное движение. Вот в них-то отлично и укладываются композиции с пластикой подобного движения.

Учтите такое простое правило: куски древесины, пред­назначенные для скульптуры, представляют собой монолитные, компактные массы, значит, и вписывать в них нужно также компактные композиции. Старайтесь во время ваяния (искусство скульптуры из твердого материала называется ваянием) не разрывать компактную массу древесины глубокими выемками и дробить ее на отдельные куски, а тем более прорезать насквозь толщу дерева. Старайтесь избегать чрезмерно усложненных композиций с расчлененным сложным силуэтом, так как они будут чуждыми художественному образу дерева и его скульптурной сущности. Лучше будет, если для таких композиций вы подберете другой материал.

Перед разметкой, как и в любой работе с материалом, необходимо подготовить рисунок будущего изделия. Сначала делается зарисовка с натуры, первое живое впечатление. После этого нужно прорисовать задуманную эскизную композицию, согласовываясь со свойствами дерева (или там кости, камня и т. п.), прорисовать с разных сторон — с профилей, с лицевой и с оборотной стороны. Изображать активное, импульсивное движение в дереве — безнадежная и неблагодарная задача. Его структура не для этого. Зато вы можете (и это будет верно не только для дерева) изобразить готовность к немедленному переходу из состояния покоя к стремительному движению, так называемое скрытое, потенциальное движение. При проработке рисунка старайтесь передать объем и расположение композиции в пространстве. Не ограничивайтесь одним вариантом рисунков композиции, приучите себя выбирать решение из нескольких разработок.

Итак, вы справились с рисунком и выбрали композицию. Как перевести ее на заготовку? Самое простое и самое, как нам кажется, верное решение — пойти от силуэта, которым может быть обрисован любой объем.

далее >>>