22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Скульптурная резьба

 

Скульптурная резьба — это объемная, станковая или декоративная скульптура из цельного куска дерева (естественного цилиндрического или его раскола). Скульптура обрабатывается таким образом, чтобы ее можно было обозревать со всех сторон, поэтому ее в отличие от рельефной называют еще "круглой". Сама скульптура при этом на своей поверхности может иметь членения, выполненные с высоким и не очень высоким, а иногда и с очень низким или даже плоским рельефом. В такой технике выполняют как мелкую детскую игрушку, так и крупную — иногда много выше человеческого роста станковую или декоративную скульптуру.

Приступать к выполнению скульптурных композиций, пусть даже самых незамысловатых, следует только после овладения всеми приемами геометрической, контурной, рельефной, плоскорельефной и глухой рельефной (или горельефной) резьбы, поскольку скульптурная резьба намного сложнее всех видов "некруглой" резьбы, да к тому же присущие скульптуре обработка всей поверхности, ее круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и, соответственно, применения разнообразной техники.

Мастер-скульптор должен учитывать размер скульптурного изображения, соотнесенный с возможностью его утилитарного (если о таковом вообще идет речь) использования, расположения в системе взаимосвязей между предметами окружающего пространства, определить его точное местонахождение, а главное — соизмерить его с заготовкой древесины, т. к. скульптура должна максимально уложиться в масштабе заготовки. Всякие добавления и наращивания возможны в самых исключительных случаях или когда это наращивание не скрывается, а умышленно подчеркивается для достижения большей выразительности композиционного и художественного замысла. Поэтому приступать к работе следует лишь тогда, когда до мельчайших деталей будет ясен весь замысел, в том числе форма, размер, техника обработки.

Выполнять скульптуру можно сидя за столом или низким верстаком, если это небольшие по размеру, относящиеся к классу "мелкой пластики" резные изделия, как, например, работают богородские резчики. Верстак у них высотой всего 60 см, а скамеечки для сидения — 35 см. При этом работают они, держа заготовки между коленями с упором на верстак.

Набор инструментов для выполнения скульптуры малых форм состоит из полукруглых стамесок в количестве 7 - 8 шт. шириной от 1,5 - 4 см и специального ножа с широким полотном, скошенным под углом 30° (своего рода косяка), применяемого для отделочных операций.

Для скульптурных работ (резной миниатюры) используют древесину разных пород: липу, осину, ольху, клен, березу, грушу. Но начинающему резчику лучше всего воспользоваться липой, древесина которой пластична, однородна по текстуре и цвету и хорошо поддается скульптурной обработке. Древесину следует выбирать прямослойную, без пороков. При использовании в работе осины последнюю перед работой рекомендуют предварительно запарить, чтобы этим придать ей большую мягкость. После запарки осиновый брус (чурак) помещают для просушки на проветриваемый сухой чердак (но только не на прямой солнечный свет), где выдерживают сутки или чуть более, после чего отпиливают торцевые края заготовок, на которых обязательно появятся трещины, в размер заготовок с припуском на обработку.

Сущность скульптурного видения и мышления заключается в том, чтобы в цельном куске древесины (полене, бруске, кругляшке, чурке), пусть даже не вполне прямом, а с некоторым изгибом или изъяном, увидеть как будто заключенную в прозрачную оболочку, повторяющую очертания вашего куска древесины, ту самую скульптуру, которую вы, отчетливо видя ее в этом куске дерева, вырежете, высвободите из плена лишнего, заключающего ее в себе дерева, которое поддастся вашему резцу и как шелуха спадет.

далее >>>