22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Ремонт и восстановление резьбы по дереву

 

Ремонт и восстановление резьбы по дереву, имеющейся на образцах предметов мебели, принадлежащих к стилям давно ушедших лет, а может быть даже и сделанных в XVII-XIX веках, — сложная и кропотливая, а в случае работы с раритетами еще и очень ответственная работа, которая под силу специалистам — реставраторам-резчикам. Вся сложность восстановления этого вида декора в том, что резьба, как и мозаика, служит воплощением авторского замысла, потому что каждый мастер выполнял ее по-своему, даже если изделие и декор проектировал не мебельщик, а, скажем, архитектор. При восстановлении желательно сохранить это своеобразие.

Основные повреждения резьбы: сколы, трещины и более или менее значительные утраты.

Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вырывы, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины. Утраченные элементы восстанавливают при наличии прямых аналогов на том же изделии или на другом из того же набора мебели.

Наиболее простой случай восстановления утрат — накладная резьба, например, на спинке или на ножке стула, или на подлокотнике кресла. Сначала тщательно обмеривают и прорисовывают существующий элемент, аналогичный или симметричный утраченному. Затем делают шаблон, повторяющий контур резьбы в плане. Можно также вылепить рельеф из пластилина, чтобы лучше почувствовать его форму. Далее делают заготовку из здоровой, без сучков, древесины (в данном случае липы) влажностью не более 8%. Размеры заготовки должны несколько превышать размеры детали. Она должна быть тщательно выстрогана, затем опилена по контуру с небольшим припуском.


Этапы выполнения резной ножки          

Заготовку с помощью столярного или резинового клея приклеивают к ровной подкладной доске или щиту, прокладывая при этом тонкую бумагу, и переводят на заготовку рисунок резьбы. Надрезают и подрезают контуры лепестков полукруглыми стамесками разной кривизны, затем прорабатывают рельеф (сначала грубо, потом тонко) и зачищают его шлифовальной шкуркой. Готовую резьбу снимают с подкладки» очищают от бумаги, отделывают резьбу и после этого наклеивают ее на отделанную поверхность спинки, ножки стула или подлокотника кресла.

Рассыпающийся тонкий резной накладной декор перед снятием укрепляют при помощи деревянных пластонок идентичной породы, смазанных клеем: вставляют пластинки в трещины и места усушки на клеевых швах. Это основная операция до снятия декора с поверхности мебели. Обрезку, профилировку и резьбу производят после схватывания укрепленного фрагмента декора.

При восстановлении объемных резных элементов или деталей, например резной ножки, их обмеряют и делают шаблон заготовки, которая может состоять из одного или нескольких склеиваемых кусков древесины (в приводимом примере из двух). Шаблон из тонкой фанеры или толстого картона должен иметь припуск на окончательную обработку поверхности детали. Его накладывают на подготовленный брусок и очерчивают. Заготовку опиливают ленточной (если таковая имеется) или лучковой пилой.

После этого резчицкими инструментами (стамесками, ножами, рашпилями) доводят заготовку до требуемой формы, постоянно контролируя размеры в наиболее характерных точках по оригиналу. Когда требуемая форма получена, к ней присоединяют заранее вырезанный кусок, образующий консоль. При этом его можно просто приклеить клеем на гладкий срез, но лучше, если соединение будет усилено несколькими шкантами.