22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Порядок выполнения плоскорельефной резьбы

 

Несмотря на большое множество методов и приемов, он остался практически неизменен. Основными "этапами при этом являются: а) нанесение рисунка орнамента; б) надрез контура; в) подрезка контура; г) выборка фона начерно; д) выявление форм рельефа орнамента; е) зачистка фона начисто; ж) выявление мелкого рельефа орнамента; з) чеканка фона. Рассмотрим последовательно все эти этапы.

а) Нанесение рисунка производится в несколько этапов. Сначала для выполнения рельефной резьбы изготавливают ее светотеневой рисунок в натуральную величину; именуемый шаблоном. С шаблона рисунок переводят в виде контуров (на кальку, откуда его через копировальную бумагу переносят на заготовку.

Разновидности плоскорельефной резьбы

Разновидности плоскорельефной резьбы:
а- с эаоввленным контуром; б - с подобранным (выбранным) фоной; 1 - чеканка фона; 2 - порезки утопкой; 3 — порезки полукруглыми стамесками; в - с подушечным фоном

Чтобы рисунок не стирался во время работы и не загрязнял чистую, подготовленную поверхность дерева, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака с помощью кисточки, пройдя по всем линиям рисунка. Если начинающий резчик выбрал для своей работы сложный рельефный орнамент с многими наложениями и наличием в нем разных зрительных масс, то очень помогает в этом случае предварительное изготовление этот» орнамента из пластилина (иглина). Это наверняка поможет лучше почувствовать форму, вернее наметить для себя стратегию и последовательность выполнения операций и в результате этого, избежать ошибок во время резьбы.

б) Надрез контура орнамента производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют нож-косячок, а если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Чтобы не получилось поднутрения орнамента при высоком рельефе, инструмент слегка наклоняют в сторону вырезаемого элемента, но ни в коем случае не в сторону фона.

в) Подрезка контура выполняется с помощью отлогих, средних или крутых Стамесок способом "тычка", т. е. держа стамеску со стороны фона на расстоянии от рисунка чуть меньшем глубины надреза под углом к поверхности примерно в 45° и, нажимая на конец ручки ладонью, направляя при этом инструмент в сторону надрезанной линии таким образом, чтобы глубина подрезки была везде одинаковой.

Выполнение плоеяорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном

Выполнение плоеяорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном:                                                                                      -
а - надрезание; б — подрезание; в - выборка и зачистка фона и вертикального края; г - заоваливание контура                                                            -

В случае, когда элементы орнамента находятся в нескольких (2-х, 3-х и более) уровнях, т. е. одни элементы находят (перекрывают) друг на друга, надрез и подрезку начинают с линий верхних элементов и делают их на заведомо меньшую глубину, чем надрез и подрезку линий элементов, лежащих на фоне. В практике многослойные композиции, претендующие на пространственное глубинное решение, встречаются редко, и художники в случае возникновения таких решений обычно уходят от этого путем большей лаконизации решения, огрубления форм, придания им большей условности и удержания орнамента в русле более плоскостного декоративного решения. Иначе такой орнамент грозит перейти в горельефное исполнение, о котором речь пойдет дальше.

Когда материал для резьбы твердый, а глубина фона предполагается относительно большой, то с одного раза надрез и подрезка на полную глубину может не получиться. В таком случае этот процесс разбивается на несколько этапов до получения желаемого результата. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были бы чистыми и плавными. Подрезку делают несколько глубже надреза, вследствие чего стружка не отделяется, поэтому для удаления стружки надрез нужно повторить.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвием на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке инструмента, обрубают контур. Обрубка производится с припуском на 2-3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом в 45° в местах, где позволяет площадь фона. В узких местах обрубку и подрубку производят постепенно за несколько раз. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

г) Выборку фона начерно начинают с самых больших участков фона отлогими широкими   стамесками. Резание производят в разных направлениях в зависимости от площади фона и направления волокон древесины. Стамеску при этом держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы фон подрубают с помощью киянки. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой.

д) Выявление форм рельефа орнамента производится с помощью наиболее распространенной операции — зоаваливания или закругления выпуклых элементов, выполняемой в несколько этапов. После надреза и подрезки контуров и выборки фона начерно ножом-косячком снимают основную фаску на выпуклых элементах под углом в 45°. В результате чего на боковых поверхностях выпуклых элементов образуется два ребра — верхнее и нижнее — с углами примерно в 135°. После чего с помощью того же косячка или отлогой стамески снимают сначала верхние фаски, а затем нижние, а уж потом отлогой стамеской без наклона зачищают полученные контуры.

При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента так, чтобы он не имел резких очертаний и в то же время не казался плоским. При высоком рельефе сделать это куда как легче, чем при низком, поскольку имеется достаточный запас для скругления контуров.

При проработке рельефа нередко приходится выпол­нять ложкообразные углубления с помощью средних и крутых стамесок. При этой операции левой рукой обхва­тывают стамеску ниже черенка за железку, направляя ее движение, а ладонью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, а затем, постепенно опуская черенок вниз и как бы вывертывая лезвие на фаске, медленно выводят его кверху. Движение стамески при этом очень напоминает черпание ложкой какой-либо желеобразной массы из глубокого и не очень широкого, едва наполненного сосуда. При этом одновременно слегка вращают стамеску слева направо и справа налево с тем, чтобы таким образом с одной стороны снизить усилие резания» а с другой — получить более чистый рез.

Часто встречающейся операцией является также срезание наклонной (пологой) плоскости к фону (лепестки цветов, листья, шишки, пр.). Эту операцию выполняют с помощью отлогой или прямой стамески за два приема: начерно и начисто. Наклонная плоскость может быть как выпуклой, так и вогнутой. Сначала срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента. Так, например, при срезании половинок продолговатых листьев следует срезать древесину длинными резками вдоль листа — от черенка к кончику.

е) Зачистка фона начисто. Зачистку фона начинают с самых больших по площади участков фона прямыми широкими стамесками, держа их почти горизонтально. Стамеской работают вдоль, поперек и под углом к волокнам в зависимости от формы и площади участков фона.

Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах орнамента работают  уголками лезвия, стараясь не задеть орнамента. В этом случае можно также применять и клюкарзу. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

ж) Выявление мелкого рельефа орнамента заключается в нанесении тонких и мелких выемок и выполняется приемами контурной резьбы с помощью ножа-косячка или церазика.

з) Чеканка фона производится с помощью пуансона (чекана), по которому равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе эта операция применяется довольно-таки редко, хотя выполнение ее несложно. Можно в качестве "чеканящего” инструмента применять и режущие инструменты, с помощью которых можно производить рельефную насечку в виде сеточки, штриховки, создавать "клеванный" рельеф или "ноготковый", о чем уже упоминалось в конце раздела, посвященного технике контурной резьбы.

Теперь, когда вы ознакомились со всеми этапами выполнения плоскорельефной резьбы на дереве, рассмотрим три основных вида плоскорельефной резьбы, о которых мы упоминали в начале этого раздела.