22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Текстура древесины и ее рисунок

Текстура представляет собой рисунок, который образуется на поверхности древесины из-за перерезания элементов ее строения. Богатство текстуры древесины определяется сложностью ее строения и разнообразием сочетания отдельных элементов. На характере текстуры отражаются:

  1. Ширина годичных слоев.
  2. Степень различия по окрасу ранних и поздних зон годичного слоя.
  3. Наличие сердцевинных лучей.
  4. Размер сердцевинных лучей.
  5. Свилеватость.
  6. Прямолинейное или волнообразное направление волокон к вершине от комлевой части.
  7. Эксцентрическое и центрическое расположение годичных слоев при поперечном сечении.
  8. Какая часть древесины взята для раскроя: комлевая, стволовая, у наплывов на стволе или развилин крупных ветвей.
  9. Способ получения шпона.
  10. Направление разреза древесины при лущении или строгании: тангенциальное, радиальное, тангенциально-торцевое.

Липа, черное дерево и груша обладают древесиной без выраженного рисунка, а ее поверхность имеет ровный спокойный цвет с едва заметным направлением волокон. Участки шпона без текстуры можно найти практически в каждой породе. Бестекстурная древесина используется при создании спокойной цветной плоскости, в большинстве случаев – фона мозаики, и мелких деталей при создании геометрического орнамента, окантовок и прожилок.

Виды рисунков:

  1. Мелкокрапчатый. Он получается при разрезе сердцевинных лучей. Такую текстуру можно встретить у дуба, бука и чинара.
  2. Муаровый. Можно встретить у красного дерева, серого клена, волнистой березы. Древесина эти пород обладает шелковистым волнообразным отливом. Используются такие текстуры в пейзажных композициям и крупных растительных орнаментах.
  3. Полосатый. Можно встретить у красного дерева, палисандра и ореха. Такая текстура имеет узкие или широкие темные полосы, которые получаются при радиальной плоскости разреза. Если полосы хорошо выражены, то подобная древесина используется при выполнении больших фрагментов в геометрических орнаментах и сюжетных наборах.
  4. Волнистый. Получается в большинстве случаев при строгании древесины с полосатой структурой специальным ножом. Однако под действием специфических условий роста дерева, древесина приобретает такую текстуру. Используется на больших плоскостях.
  5. V-образный. Рисунок с расходящимися полосами от основания получается при тангенциальном разрезе годичных слоев. Он характерен для пород дерева, которые имеют различную окраску ранней и поздней древесины, и используется при выполнении сюжетных наборов.
  6. Криволинейный. Такой рисунок появляется при ненормальных условиях роста дерева, и получить его можно посредством тангенциального разреза ореха, ясеня или карагача.  Используется при выполнении изображений птиц, животных и прочего.
  7. Раковинный. Можно встретить у развилин ветвей или комлевой части дерева таких пород, как ясень, кавказский орех или карагач. На довольно ровной поверхности древесины располагаются раковины с темными пятнами и перепутанным рисунком линий. Используется при выполнении сюжетных наборов.
  8. Птичий глаз. Этот рисунок состоит из отдельно разбросанных раковин с пятнами различных размеров, обвитых перепутанными линиями. Получается эта текстура от непроросших почек, которые образовались под корой клена, карельской березы, ясеня, украинского тополя. Используется при выполнении крупных орнаментов или сюжетных наборов.
  9. Наплывной. Данная текстура имеет самые высокие декоративные качества. Наплывы и капы образуют сплошной рисунок из пятен и перепутанных линий. Используется при выполнении сюжетных наборов.

Порода древесины с соответствующей рисунку мозаики текстурой требует высокой квалификации и внимания художника, составляющего изображение, и мастера, воплощающего эскиз в жизнь.