22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Инкрустация, как один из видов мозаики

Кресло, инкрустрированное костью, итальянской работы, XVI векИнкрустация – это украшение поверхности изделия врезанными в нее пластинками из слоновой кости, металла, дерева, перламутра и прочих материалов. При этом, подобные вставки отличаются от остальной поверхности лишь фактурой материала и цветом, так как врезка и украшаемая поверхность находятся на одном уровне.

Существует два вида инкрустации:

  1. Вставка большого размер и несложной формы. Сначала вырезается вставка. Далее она накладывается на изделие и острым предметом обводится ее контур. На основании полученного рисунка делается выемка, так называемое гнездо, куда потом вкладывается вставка.
  2. Сложный ажурный орнамент. На поверхность изделия наносится рисунок вставки. Далее по контуру рисунка делается неглубокий разрез. Затем посредством стамески выбирается выемка с немного скошенными и ровными краями. Вставки подгоняются под сделанные выемки.

Для обоих видов инкрустации на дне выемок и обратной стороне вставок нужно сделать насечки. Это необходимо для лучшего сцепления. Закрепление вставок в выемки осуществляется клеем или мастикой. После высыхания поверхность выравнивается.

Немного из истории. Эта техника была популярны еще в Древнем Египте. Ларцы, сундуки, саркофаги, кресла и стулья, сделанные из черного дерева, мастера украшали вставками из кусочков белого и синего фаянса, полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости.

В Древнем Риме и Греции инкрустация широко также использовалась при украшении деревянных изделий. В эпоху античности в основном в качестве украшения использовалась слоновая кость. Мастера создавали растительные и геометрические орнаменты, делали вставки в виде фигурок людей и животных.

Довольно часто по кости гравировались тонкие узоры.

В древние времена для имитации инкрустации по дереву использовались цветные пасты, которыми заполнялись углубления в древесине. Эти пасты готовились из цветных пигментов, которые смешивали с клеем. В итоге они могли имитировать черное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и прочие камни.
В средние века инкрустацию отодвинули на второй план роспись, золочение и резьба, лишь с 16 века она была возвращена мастерами Франции, Италии и Голландии и использовалась для украшения мебели.
За счет трудоемкости и сложности процесса инкрустации другие виды мозаики по дереву со временем ее вытеснили. Сейчас она используется в редких случаях для украшения небольших изделий, либо при реставрации.