22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Цвет и блеск древесины

Цвет древесины в первую очередь зависит от ее породы. Однако у древесины одной породы цвет может быть различен. К примеру, древесина ореха может быть любого цвета от желтого до практически черного с разными оттенками коричневого и желтого цветов. Также градация оттенков отмечается у явора, груши и иных пород дерева.

Имеется классификация оттенков, где четко показано, что большинство пород имеет красновато-коричневые и розовато-бурые тона, желтый оттенок встречается реже и совсем редко можно найти красный, серый и черный тона. Одна благодаря использованию богатства оттенков каждой породы дерева и возможности изменения и улучшения естественного цвета древесины путем покраски, мастер-мозаичник способен выполнять наборы различного колорита.

Цвет отдельного кусочка шпона в мозаичном наборе с кусочками другого цвета влияют друг на друга, вступая в определенные отношения для создания цветовой гаммы. Отношение цветов можно построить не только на контрасте, но и на тождестве или нюансе. Выбор отношения определяется в зависимости от конкретной задачи. Цветовое решение мозаичного набора подчиняется не только художественному содержанию мозаики, но и ее назначению. К примеру, набор выполняется для украшения мебели, следовательно, его цветовое решение увязывается с формой, цветом и назначением украшаемого предмета.

С целью достижения цветовой гармонии мастер руководствуется общими законами цветоведения, знает свойства цветов, а также закономерности их сочетания.

Перечислим свойства цветов, которые имеют значение при выполнении мозаичного набора:

  • Приближение или удаление цветной поверхности к смотрящему человеку.
  • Слияние цветов на расстоянии.
  • Передача тепла.
  • Передача холода.
  • Изменение своего цвета при искусственном освещении помещения.
  • Влияние цвета на кажущееся уменьшение или увеличение размеров детали мозаики.

Кажущееся приближение или удаление к зрителю цветных поверхностей имеет важное значение при выполнении мозаичных наборов. Чаще всего в наборах в случае неправильно выбранной контрастности, степени интенсивности цвета или светлоты отдельные элементы «проваливаются» или «вырываются», нарушая колористическую цельность мозаичного набора.

Учитывая возможность рассмотрения мозаики в некотором отдалении, достаточном оценки проявления смешения цветов, следует четко понимать какие цветовые пятна на расстоянии останутся видимыми, а какие сольются, и использовать это во время поиска контраста деталей и фона изображения. Это также относится и к текстуре древесины, которая меняется при отдалении предмета.

На темном фоне светлые элементы воспринимаются человеческим глазом больше своих истинных размеров, а на светлом фоне темные элементы – меньше. Данное правило учитывается при выборе цвета и масштаба деталей в орнаментах, а также при определении отношения декоративной мозаичной вставки к цвету изделия.

Искусственное освещение помещения изменяется яркость и цветовой тон элементов мозаичного набора. Бывают мозаики, которые при естественном освещении выглядят удовлетворительно, но при освещении лампами накаливания цветовое решение разрушается, становится грязным или блеклым.
Для расширения и обогащения палитры опытный мозаичник использует законы восприятия цвета, к примеру, закон хроматического контраста.

Перед описание сущности этого закона вспомним о разделении цветов на ахроматические цвета, к которым относятся черный, белый и промежуточные серые цвета, и хроматические цвета, к которым относятся все оттенки спектра. Шесть основных цветов спектра изображаются в виде секторов цветового круга, которые расположены в следующей последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Сущность данного закона заключается в:

  • зависимости восприятия цветового объекта (согласно особенностям гла­за человека) от его окружения, так как цвета имеют свойство влиять один на другой;
  • контрастности противоположных цветов спектра, находящихся в цветовом круге: фиолетовый и желтый, зеленый и красный, оранжевый и синий. Эти цвета наиболее контрастны и при помещении в непосредственной близости способны усилить насыщенность и яркость друг друга;
  • снижении насыщенности обоих цветов при размещении по соседству двух близких по тону цветов спектра: оранжевого и желтого, желтого и желто-зеленого, синего и сине-зеленого;
  • приобретении ахроматического тона на цветовом фоне цветного оттенка, контрастного данному тону, к примеру, на красном фоне серый цвет приобретет зеленоватый оттенок, на синем фоне – оранжевый оттенок, на зеленом фоне — красноватый оттенок.

Если серовато-белый граб поместить на оранжевый фон, он становится белее и приобретает синеватый оттенок, на зеленоватый фон — розоватый оттенок, на фиоле­товый фон — лимонно-желтый оттенок. При помещении древесины красно-коричневого тона (красное дерево) на красный фон она принимает приглушенный сероватый оттенок, на зеленый фон - становится темнее и краснее. Если древесину ореха серо-коричневого тона разместить на фоне красного дерева, то она приобретет зеленоватый оттенок, на фоне светло-желтой древесины  — синеватый оттенок, а на фоне зеленой древесины — красноватый оттенок. Нежный зеленый тон древесины на розовом фоне становится очень ярким. Следовательно, использование закона хроматического контраста позволяет добиваться впечатления у зрителя нужного цвета там, где фактически его нет.

При нанесении ажурного рисунка интенсивного цвета на однотонную слабо насыщенную поверхность цвет фона приобретает оттенок, которые близок к цвету рисунка. Подобный прием объединяет цвета.
Для снижения влияния контраст граница сопряжения цветов обводится узким, но резким светлым или темным контуром. Помимо этого, контур еще и увеличивает четкость рисунка. Светлый контур создает впечатление канта, а темный – тени. При изготовлении классической мебели широко использовалось оконтуривание вставок мозаики полоской черного дерева.

Текстура и цвет древесины не всегда постоянны. Ее цвет со временем меняется. Так, дуб и красное дерево темнеют, палисандр чернеет, береза желтеет и так далее. Изменяет цвет и покрытие древесины лаком – она темнеет. Степень потемнения определяется породой древесины. Однако текстура становится под лаком ярче и четче. Чтобы определить, как же тот или иной шпон будет выглядеть под лаком, он смачивается водой.

Блеск – это способность древесины направленно отражать световой поток. Доказано, что строго направленное отражение и наибольший блеск характерен при освещении зеркальных, идеально гладких поверхностей. Матовые ее поверхности, которые имеют однородные неровности, отражают световой поток рассеянно и равномерно во все стороны.

Поверхность древесины, даже после самой тщательной обработки, очень далека от зеркальной. Однако на ее продольных разрезах можно встретить участки, имеющие сравнительно небольшие структурные неровности, которые могут вызвать появление отсветов и бликов.

Степень блеска зависит от следующих факторов:

  • плоскости разреза;
  • наличия сердцевинных лучей;
  • породы древесины.

Характер блеска у разных пород свой. Так, сатиновый или полуматовый блеск характерен для бука, граба, дуба, яблони, тополя, груши, березы и липы. Шелковистый блеск можно встретить у кедра, чинара и клена. Муаровый блеск бывает у лавровишни, серого клена, березы и других. Некоторые породы древесины имеют искристый блеск – отдельные блестящие точки.

Цвет и блеск древесины зависят также и от условий освещения, что называется светоотражением древесины. Под этим термином подразумевают способность древесины к изменению оттенка зависимости от угла падения луча света по отношению к направлению волокон, а также месту расположения зрителя. При перемещении зрителя или поворачивании поверхности древесины относительно источника света можно наблюдать переливы светотени, когда блестящими или темно-светлыми становятся матовые места и наоборот, цвет древесины меняет свой оттенок, приобретая серебристый или золотистый отлив.
Светотеневые переливы являются ценным декоративным качеством древесины, позволяющим обогатить текстуру при создании мозаики типа паркета. Данное свойство древесины мастера учитывают при выполнении портретов и сюжет­ных композиций.