22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Масляные краски

 

Масляные краски дают значительно более прочное непрозрачное покрытие. Поэтому он и применяются для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги. Такая окраска предохраняет древесину не только от загнивания, но и от коробления. Именно этот вид отделки максимально пригоден для предметов обихода, находящихся на кухне, в ванной комнате, в прихожей, в коридоре, на террасе (балконе, лоджии), а также для детской мебели и игрушек.

Если клеевая окраска дает почти исключительно матовую или слабо-глянцевую поверхность, то масляные и особенно масляные эмалевые покрытия образуют блестящую пленку, к тому же весьма прочную, хотя толщина ее редко превышает несколько сотых долей миллиметра. Масляные краски, так же как и клеевые, состоят из смеси двух компонентов: красящего пигмента в порошке и связующей жидкости. Для разбавления масляных красок служат олифы. Наиболее распространены и находят применение в мастерской любого столяра-умельца масляные фаски следующих основных цветов:

а) белые — белила цинковые, белила свинцовые (ядовиты, особенно при нагревании), белила титановые (слабоукрывистые);

б) черные — кость жженая, сажа газовая, ламповая копоть, персиковая черная, тиоиндиго черная, подольская черная, виноградная черная;

в) коричневые — умбра натуральная и жженая, марс коричневый, сиена натуральная;

г) красно-коричневые — охра красная, английская красная, сиена жженая;

д) красные — сурик, киноварь, кадмий;

е) желтые — охра светлая, охра золотистая, кадмий желтый светлый, крон желтый (ядовита), стронциановая желтая (зеленеет);

ж) зеленые — изумрудная, окись хрома;

и) синие — ультрамарин, кобальт синий, железная лазурь.

Путем смешения красок можно получить любые оттенки, но при этом не следует забывать, что смешивать можно не более 2-х цветов, причем если это цвета составные (например, оранжевый = (красный + желтый); фиолетовый = (красный + синий); зеленый - (синий + желтый), то смешивать можно цвета одной пары из основ­ных цветов (красного, синего или желтого) или первой краски основного цвета, а второй — дополнительного, но только такого, в который входит первая краска, например: желтая + оранжевая - желтая + желтая + красная + оранжевая в желтизну; или синяя + зеленая - синяя + синяя + желтая - зеленая в синеву; или фиолетовая + красная = синяя + красная + красная = фиолетовая в красноту.

Вообще лучше всего пользоваться пятью красками: белой, красной, желтой, голубой и черной, потому что все цвета и оттенки получаются из этих красок. В принципе и черная не нужна, ибо она есть не что иное, как результат смешения всех трех основных цветов, и, полученная таким путём черная краска будет иметь оттенок того цвета, какого цвета краска оказалась наиболее активной при равных весовых соотношениях.

Обычно пользуются готовыми к употреблению густо­сертыми масляными красками, которые только нужно развести до нужной консистенции. Расфасовка их бывает в банках по 1,5 кг, что не всегда удобно при необходимости красить мелкое изделие, т. к. со временем поверхность краски засыхает в виде толстой пленки, которая на время предохраняет краску от высыхания, но со временем вся краска превращается в сморщенную ссохшуюся, ни на что не годную массу. Следовательно, оставшуюся в банке краску нужно защитить от кислорода окружающего воздуха. Все предлагаемые способы не являются абсолютными — они лишь на время отсрочат поверхностное окисление красок. Тем не менее этого можно достичь, если в банку с невыработанной масляной краской налить немного кипяченой (холодной, разумеется) воды, чтобы она покрыла краску слоем в 1 -2 см, а лучше — под крышку. Под такой защитой краска может сохраняться около месяца (иногда до двух месяцев), при условии плотной крышки, предохраняющей воду от испарения и от попадания воздуха, кислород из которого, растворяясь в воде, все-таки будет окислять краску. Перед употреблением краски воду из банки сливают.

Лучше будет, если вы накроете краску сверху точно вырезанным кружком плотной бумаги (ватманской, ламинированной, фольгированной) или полиэтиленовой толстой пленки и зальете тонким слоем олифы. Под такой прослойкой пленка долго не образуется.

В случае если вам нужна краска в небольших количествах и разных цветов, лучше всего приобрести художественные тонкотертые краски в тюбиках по 50-100 г. Эти краски по качеству неизмеримо выше малярных красок общего употребления, а сохраняются в свинцовых тюбиках в течение нескольких лет.

Когда густотертые масляные краски, да и готовые к употреблению загустевают, их разбавляют олифами: натуральной, изготовленной из растительных масел (льняного, подсолнечного, конопляного, хлопкового, касторового и др.), полунатуральными и искусственными. Предпочтительнее всего использовать натуральную олифу, довольно густую жидкость, светло-желтого цвета. Она пригодна для всех видов работ, быстро высыхает, дает прочную глянцевую пленку. Полунатуральная олифа "Океоль" или искусственные предназначаются главным образом для внутренних работ, так как они менее устойчивы к солнечному свету и перемене влажности.

В среднем масляные краски высыхают за 24-48 часов. Для ускорения сушки применяют сиккативы: растворы канифоли и окислов металла в растительном масле, чаще в скипидаре и уайт-спирите (обезжиренном "белом" керосине) — продукте нефтеперегонки. Добавки их в краску должны быть незначительными, в пределах 4-8%, иначе окрашенная поверхность утратит глянец.

Несмотря на то, что масляное покрытие производится по подготовленной и шпатлеванной поверхности, а самая тщательная сплошная шпатлевка с промежуточным шлифованием мелкозернистой шкуркой не устраняет все неровности, окраска производится два-три раза с промежуточной шлифовкой ранее нанесенных слоев. Каждому слою краски дают высохнуть в течение не менее чем 24 часов. Для придания масляному покрытию более сильного блеска наносится один слой масляного лака.

Расход готовой к употреблению краски на 1 кв. м поверхности составляет для белил и охры примерно 150 г, для других красок — от 40 до 90 г.

ВНИМАНИЕ! Сиккативы и другие растворители, особенно для нитрокрасок и эмалей, весьма огнеопасны, так что обращаться с ними надо осторожно.

Масляные эмали отличаются от масляных красок только тем, что связующим в них служат не олифы, а масляные лаки, образующие более гладкие пленки, с зеркальным блеском. Декоративные качества масляных эмалей, таким образом, выше, чем масляных красок. В продаже они бывают только в готовом для употребления виде. Слишком загустевшие от длительного хранения краски разбавляют скипидаром или разбавителем, указанным на упаковке.

Масляные эмали пригодны для покрытий по дереву, металлу, штукатурке. Для окраски полов применять их не следует, так как образуемая ими пленка слишком тонкая и быстро стирается. Окраску необходимо выполнять щетинными кистями. Рекомендуется пользоваться эмалью, подогретой в водяной бане до 50-70°.

Нитроэмали значительно отличаются от масляных эмалей. Они изготовляются на основе нитроцеллюлозы и смолы в органических растворителях с добавлением цветных пигментов и пластификаторов. Большое содержание (до 30%) в них смолы обеспечивает сильный блеск, которым отличаются нитропокрытия. Высыхают нитроэмали быстро, уже через 2-3 часа слой можно шлифовать.

Нитроэмали, наносимые на поверхность распылителями, образуют очень тонкую пленку. Для высококачественной отделки краску наносят 4-5 раз, при этом, предыдущие слои обязательно шлифуют мелкозернистой шкуркой. Последний слой для получения зеркального блеска полируют с применением специальной пасты. Нитроэмали нельзя наносить на масляные покрытия, так как они их растворяют.

кисти

Кисти для нанесения лака:
а - наплоскиеповерхности, бдляразравниваниялака, в, г - на фигурныеповерхностии резьбу

Кисти являются основным инструментом для нанесения всех видов защитных и декоративных красочных покрытий. Существует много разновидностей кистей, все они со временем могут понадобиться, но на первых порах можно обойтись двумя-тремя щетинными кистями небольших размеров (номеров). Вам понадобятся круглая, филенчатая, трафаретная и плоская кисти. Для окраски небольших изделий пригодны даже небольшие кисточки для клея.

Новые, только что приобретенные кисти обычно имеют слишком длинный волос. Укоротить рабочую часть кисти можно, перетянув волос у основания несколькими витками толстой нитки или бечевки.

Приемы окраски сводятся к тому, чтобы нанести возможно более тонкий и ровный слой. На поверхности не должно быть излишков краски, т. е. все, что взято на кисть, должно быть использовано, растушевано продольными и поперечными движениями кисти до образования ровного по толщине слоя. Это условие особенно важно в тех случаях, когда окрашиваемая поверхность наклонная или вертикальная. Излишки краски обязательно образуют через некоторое время (воз­можно через час или два) подтеки, которые трудно исправить в подсохшем виде.

Первые движения производят с некоторым нажимом, стараясь распределить краску по возможности на боль­шей поверхности. Кисть при этом держат под углом 50-70°. В последующем нажим и угол наклона кисти уменьшают. Последнюю растушевку производят вдоль волокон древесины.

По окончании работы кисть надо вычистить. Сначала ее протирают с помощью куска бумаги, затем горячей водой с мылом удаляют остатки краски. Хорошо очищают кисти керосин, скипидар и другие растворители. Совсем чистую, как кажется на первый взгляд, кисть лучше хранить в стеклянной банке с керосином или скипидаром. Отмытые с мылом кисти на несколько дней можно оставить в банке с водой.

Подготовка поверхности — главный фактор, от которого зависит качество окраски изделия. Любому виду непрозрачной отделки предшествуют два вида подготовительных работ: столярная и отделочная.