22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Урок 4. Ложка

В старину на Руси ложку мог изготовить любой крестьянин, но постепенно это умение забывалось, и сейчас только народные умельцы в состоянии вырезать такой необходимый в любой семье предмет.

Урок 4. Ложка

Несмотря на то, что уже давно появилась металлическая ложка, ее деревянная сестрица до сих пор используется в хозяйстве, так как она выполняется из природного, экологически чистого материала и не влияет на качество различных продуктов при перекладывании их из одной посуды в другую. Некоторые люди пользуются ею при приеме пищи, потому что она не обжигает губы при еде.

Урок 4. ЛожкаЛожки существуют различной формы и размеров (рис. 51). А служат они в настоящее время больше для создания декора, чем по своему прямому назначению, Набор из трех-четырех ложек разной величины может стать живописным украшением кухни любой городской квартиры (рис. 53).

В этом уроке вам предлагается изготовить и декоративно оформить ложку, которая не является сложной по форме, однако технология (последовательность) ее изготовления позволит вам в дальнейшем выполнить любую другую (рис. 52).

Урок 4. Ложка

Итак, за работу. Сначала внимательно рассмотрите шаблон, (Напоминаю, что он находится в конце описания урока.) Потом подготовьте отстроганную дощечку со следующими размерами (рис. 54, д); длина — 250 мм; ширина — 60 мм; толщина — 2S мм. В дальнейшем размеры будут обозначаться так, как это принято в столярном деле: 250 х 60 х 28 мм.

Урок 4. ЛожкаИзготовив шаблон так же, как описано в уроке 3, наложите его на пласть и обведите по контуру. Отступив 2 мм от края, проведите внутреннюю линию черпала (рис, 54, б). (Черпало — это часть ложки, которой черпают пищу).

Теперь прижмите заготовку струбциной к рабочему столу так, как показано на рис. 54, в. С помощью полукруглой стамески шириной 20 мм вам необходимо получить углубление — внутреннюю сторону черпала. Для этого возьмите стамеску правой рукой за ручку, левой — за рабочую часть (рис. 55, а). Затем надавите на стамеску двумя руками вниз и в конце движения подайте ручку на себя. Старайтесь, чтобы не было вашего давления на стамеску вперед. Только вниз и — ручка на себя (рис. 55, б).

Таким образом, пройдите по всей линии внутренней стороны черпала один раз, а затем второй, углубляясь в древесину. После такой обработки у вас получится своеобразный цветок из еще неотсоединившейся стружки. Он похож на георгин (рис. 55, в). Но, как ни жаль, с «георгином» придется расстаться. Проходя третий раз по внутренней линии стамеской, делайте ею черпающее движение вниз и вперед. В результате этого «цветок» отсоединится и вы получите сферическое углубление, которое необходимо продолжать обрабатывать стамеской диаметром 30 мм. С помощью такой стамески поверхность становится более ровной и гладкой. Если такой стамески у вас нет — ничего страшного, Просто потом придется больше поработать шкуркой.

Урок 4. Ложка

Обработка черпала ведется до получения глубины, равной 20 мм, то есть чтобы толщина черпала в его донной части была не менее 6 мм. Проверяется глубина линейкой, как показано на рис. 56.

Урок 4. ЛожкаВыдерживая два параметра — глубину черпала и его внутреннюю линию, — вы получите необходимое углубление. Конечно, надо стремиться к получению именно сферической поверхности, чего можно достичь в результате комбинированного движения стамески, нажимая на нее вниз и подавая ручку на себя. В целом оно должно быть черпающее движение (рис. 57, а), В противном случае можно получить коническое углубление, что считается неверным. Значит, движение стамеской осуществлялось только вперед (рис. 57, б) вниз без подачи ручки на себя. Когда выполнена внутренняя часть черпала ложки, освободите заготовку от зажима струбциной и проведите на кромках и торце ее разметку толщины ручки (рис. 58). Она составит 10 мм. На противоположной пласти разметьте и проведите поперечные линии примерно через 20 мм (рис. 59).

Урок 4. Ложка

Урок 4. Ложка

Прижав заготовку струбциной к столу, сделайте пропилы до линии разметки толщины ручки (рис 60, а). После этого плоской стамеской, желательно довольно широкой — 30­40 мм, срубите пропиленную часть заготовки (рис 60, б). Удары по стамеске проводите только киянкой. (Киянка — это деревянный молоток.) Металлическим (слесарным) молотком вы расколете ручку стамески. Стамеску, се режущую кромку, надо приложить обязательно выше пропила (рис. 60, в), В противном случае расколется заготовка.

Когда вы срубите пропиленную часть заготовки, этой же стамеской подровняйте полученную поверхность, убрав следы от пропила. Затем отожмите струбцину. Ваша будущая ложка будет выглядеть так, как показано на рис 61, а.

Урок 4. Ложка

Урок 4. ЛожкаНастал момент, когда вам необходимо выбрать способ выпиливания по контуру. Это вы уже делали при изготовлении кухонной лопатки. Самым предпочтительным, вы помните, является выпиливание электрическим лобзиком, который пилит древесину толщиной до 50 мм. Но если вы его еще не приобрели, то вам придется опять пилить сначала прямые линии ручной ножовкой, а потом обрабатывать до контура ложки стамеской, то есть точно так, как при обработке лопатки.

Однако если лопатку можно было легко выпилить с помощью ручного лобзика, то в данном случае это крайне затруднительно из-за большой толщины. Поэтому, разметив прямые линии (ножовка пилит только по прямой), которые должны находиться на расстоянии 2 мм от линии контура ложки (рис. 61, д), прижмите заготовку струбциной к столу, применив подкладку из фанеры, чтобы не испортить будущую ложку (рис. 61, б), и пилите.

После пиления вашу заготовку (рис. 62, а) необходимо обработать по линии контура полукруглой стамеской (рис. 62, б). Подобное действие — операцию — вы уже совершали при изготовлении лопатки.

Урок 4. Ложка

Еще раз напомню, что при обработке стамеской надо подложить подкладную доску под обрабатываемую заготовку. В данном случае левой рукой вы должны придерживать заготовку, а правой вести обработку стамеской. Все движения ею осуществляются вертикально вниз, что обеспечивает кромке ложки прямой угол.

Обработав ложку по контуру (рис. 63), переверните ее, положите на подкладную доску и прижмите к столу струбциной. Вес той же полукруглой стамеской шириной 20 мм начните обработку наружной стороны черпала. Урок 4. ЛожкаТак же, как и при внутренней обработке, стамеску держите двумя руками и резание проводите комбинированными движениями, но если в первом случае вы при нажиме вниз подавали ручку на себя, то сейчас — наоборот, от себя. Это необходимо для того, чтобы получилась наружная сферическая поверхность. Резание ведется постепенно от внешнего края заготовки к центру (рис. 64, а), затем — наоборот, от внутреннего края — к центру (рис. 64, б). Такая последовательность обработки не допустит скалывания древесины. Движение стамески в целом должно осуществляться по дуге, и не только вперед, в продольном направлении, но и в поперечном. На рис. 65 показаны направления обработки стамеской с учетом направления слоев древесины.

Когда вы получили нужную форму черпала, возьмите плоскую стамеску шириной 20-25 мм и устраните на нем все неровности.

Урок 4. Ложка

Урок 4. ЛожкаНа этом этапе завершается вся черновая обработка. Следующий этап — шлифование. Запаситесь брусочком со шкуркой, терпением и начинайте шлифовать ложку до такой степени, чтобы она стала абсолютно ровной и гладкой. Внутреннюю поверхность черпала шлифуйте шкуркой без бруска, направляя се в разные стороны. Это позволит устранить ворс (короткие волокна древесины). Окончательное шлифование проводите мелкозернистой шкуркой.

Когда ложка готова, можете переходить к разметке. Последовательность ее вам уже известна;

  • проведение осевых линий;
  • размещение элементов композиции;
  • разметка фигур.

Все действия здесь такие же, как и при разметке композиции лопатки.

Начнем с первого пункта: проведение осевых линий. У ложки, как и у лопатки, все элементы композиции находятся на одной горизонтальной оси, которая является осью симметрии. Проведите ее (рис, 66, а). Затем, пользуясь шаблоном, разместите элементы композиции (рис. 66, б):

  • расстояние от края ложки до отверстия составляет 12 мм;
  • от отверстия до центра большой розетки — 25 мм;
  • от центра розетки до начала прямоугольника — 20 мм;
  • длина прямоугольника — 80 мм;
  • от нижнего края прямоугольника до центральной розетки — 15 мм.

Теперь, определив по шаблону ширину прямоугольника — она составит 24 мм, отложите влево и вправо от оси по 12 мм и поставьте точки (рис. 66, в). Так же разметьте и нижний край прямоугольника, который меньше верхнего (строго говоря, такая фигура уже является трапецией) и составляет 18 мм, и отложите влево и вправо по 9 мм. После этого определите с помощью шаблона радиусы верхней и нижней розетки и вычертите круги (рис. 66, в).

Урок 4. Ложка

Соединив точки, полученные при разметке прямоугольника (трапеции), вы закончите размещение элементов композиции (рис. 66, г).

Переходим к следующему этапу — разметке фигур. Начнем с трапеции. В ней вы видите четыре восьмиконечные звезды. Это новый для вас узор (рис, 67). Сочетание таких звезд образует другую фигуру — «сияние». Вы видите, что преобразования в геометрической резьбе происходят как в калейдоскопе.

Итак, поделите длину трапеции на четыре части по 20 мм (рис. 68, а). В каждой части проведите диагонали (линии из угла в угол) (рис, 68, б). Через точки их пересечения проведите горизонтальные линии (оси). Этими построениями вы поделили всю площадь на треугольники. Теперь впишите в каждый из них «пирамиду» и вы получите «сияние» (рис. 68, в, г).

Урок 4. Ложка

Две «розетки», включенные в композицию, сложности не представляют. Последовательность их разметки общая для любых розеток:

  • проведите с помощью циркуля, которым вы сняли размер с шаблона, внешнюю окружность, затем внутреннюю (радиус — 10 мм) (рис. 69, а);
  • поделите круг на n частей (в нашем случае на восемь — рис. 693 б), поставьте точки на большом круге;
  • на малом круге визуально определите середину между двумя соседними линиями и поставьте точки (рис. 69, я);
  • соедините последовательно точки большого и малого кругов (рис, 69, г);
  • проведите линии, соединяющие точки малого круга с центром (рис. 69, д).

Урок 4. Ложка

(В дальнейшем при разметке «розеток» обращайтесь к этому уроку и уроку 1. «Азбука резьбы».)

Разметка композиции ложки на этом завершена.

Просверлите отверстие нужного вам диаметра, зачистите его и приступайте к резьбе. Процесс резания не представляет сложности, так как составляющим элементом всех фигур является «пирамида». Последовательность резьбы выберите сами. Обе фигуры данной композиции имеют одинаковую сложность.

Урок 4. ЛожкаЗакончился очередной урок. Работа с ложкой показала, что большее количество времени уходит на изготовление изделия, а не па его украшение. Это так и есть, потому что треугольно-выемчатая резьба носит прикладной характер. Она не играет самостоятельной роли, а служит для украшения какого-либо предмета, необходимого в быту. Таких предметов великое множество, и вам будет где проявить свои творческие способности. Но для того чтобы научиться этому нехитрому ремеслу, следует очень тщательно и аккуратно выполнять задания последующих уроков. Они все разные и будут усложняться от изделия к изделию.