22 урока геометрич. резьбы по дереву

Выпиливание лобзиком

Урок 12. Подставка

После большой работы, которую вы проделали в ходе изготовления конфетницы, подставка будет для вас отдыхом. Правда, только в плане изготовления, но не резьбы. На ней будут выполняться многие известные вам фигуры и неизвестные.

На эту подставку (рис, 151) вы сможете ставить кастрюлю, сковородку и другую посуду. В хозяйстве она всегда пригодится, да и украшением кухни послужит. Повесить ее можно на стенку лицевой стороной, а пользоваться — обратной. Напоминает подставка дерево, а многообразие ее узоров приковывает взгляд.

Для ее изготовления вам потребуется строганная доска с размерами 295 х 210 х 15 мм.

Вырезав шаблон (рис. 157), наложите его на доску, аккуратно обведите, наколите центр. После этого выпилите подставку, зашлифуйте неровности и притупите острые грани.

Если вы, осваивая мастерство резьбы, дошли до урока 12, то, надеюсь, поняли преимущества электролобзика при изготовлении предметов быта. Для вас это самый необходимый инструмент, работа которым становится удовольствием. Если вы его еще не приобрели, то теперь надо это сделать. Лучше всего купить лобзик отечественного производства, так как он не только дешевле импортных, но еще и надежнее. Автор, имея немецкий Bosch и голландский Skil, предпочтение отдает все-таки отечественному, потому что процесс пиления идет без усилий, тогда как при работе импортным инструментом требуется с силой подавать его вперед.

Итак, легко выпилив подставку, вооружитесь циркулем и начинайте чертить окружности, пользуясь представленным шаблоном.

Всего вам необходимо провести 13 окружностей. Все они показаны на рис. 152, а. Но сначала, как всегда, проведите осевые линии — вертикальную и горизонтальную. Потом — окружности: R1= 84 мм, R2 = 81 мм, R3= 61 мм, R4 = 58 мм, R5 = 43 мм, R6 = 41 мм, R7 = 31 мм, R8 = 30 мм, R9= 28мм, R10 = 15 мм, R11 = 13 мм, R12 = 12 мм, R13= 11 мм. Теперь разделите круглую часть подставки на 32 части. Для этого от центра проведите лучи к основаниям и центрам выпиленных полуокружностей, разместившихся по периметру подставки (рис. 152, б).

После этого необходимо разметить бордюры на соответствующих окружностях. Это не трудно сделать, так как все элементы вам уже знакомы. Желательно при нанесении рисунка на заготовку больше доверять своей руке, чаще откладывая в сторону линейку. Ваша рука, тренированная на многих уроках, уже в состоянии выполнять любые линии.

Чтобы легче было ориентироваться при разметке, на рис. 152, б места размещения бордюров обозначены цифрами. Этими же цифрами будут обозначены и сами бордюры.

Бордюр I начните размечать с проведения полуокружности, параллельной краю выпиленной. Для этого, отступив от края 2 мм, проведите параллельную линию. Пользоваться циркулем здесь нежелательно, так как при выпиливании возможны неровности, а циркуль их только подчеркнет (рис. 153, а).

Луч, проведенный из центра на полуокружность, разделил ее пополам. Вы же каждую половину тоже разделите линией пополам (рис. 153, б) и в каждую полученную четверть впишите пирамиду (рис. 153, в). Получится «сиянием».

Бордюр II диктует необходимость вписать кривую линию «копья». После небольшой тренировки вы такие линии будете легко выполнять и они не будут отличаться друг от друга, несмотря на то что проведены вами от руки (рис. 154, а).

Кроме этого, проведите небольшие дуги от боковых линий «копья» к его оси (рис. 154, б). После, отступив 1 мм, проведите линии, параллельные ранее проведенным (рис. 154, в), а после этого — лучи, делящие боковые стороны «копья» пополам, как показано на рис. 154, г).

Используя ось симметрии, нарисуйте «зерна» (рис, 154, г).

Теперь, разделив пополам фигуры, расположенные между «копьями», впишите «пирамиды» туда и внутрь «копья» (рис. 154, д).

Разметка бордюров III, IV, и V сложности не представляет, и вы справитесь с ней самостоятельно.

Осталось выполнить разметку ручки подставки. Используя осевую линию, снимите размеры с шаблона, перенесите их на доску, сделайте засечки и обозначьте, как показано на рис. 155, а. После этого отложите размеры от осевой линии по горизонтали влево и вправо (рис. 155, б): от точки I — по 30 мм; от точки II — по 22 мм; от точки III— по 10 мм; от точки V — по 6 мм; от точки VI — по 12 мм.

Потом от руки проведите внутренние и наружные линии рамки, параллельные конфигурации ручки (рис. 155. е), соедините точку VII с крайними точками линии VI, а точку IV с крайними точками линии III.

Используя шаблон, разметьте узор ручки. Старайтесь реже использовать линейку.

Выполнив разметку, можно приступать к резьбе бордюра I. Он самый простой и вам знаком.

В бордюре III тоже больших сложностей нет, но разобраться в нем надо. Пограничные поля, отмеченные цифрой 1 (см. рис. 154, д), не режутся. Элемент 2 внутри «зерна» режется как листик, то есть сначала необходимо прорезать по оси, а затем подрезать по радиусу с двух сторон. Аналогичным образом режется и элемент 3: делается прорезка по пограничной линий, а после — подрезка. Здесь — только с одной стороны.

В бордюре III вам все знакомо. Листики по своему желанию вы можете сделать выпуклыми или вогнутыми по средней линии.

Бордюр IV пояснений не требует, а вот в бордюре V вы встречаетесь с новой фигурой — «лесенкой».

Их существует несколько разновидностей. На подставке вы будете резать «лесенку простую» (рис. 156).

Сначала вырежьте «сколышки» верхнего 1 и нижнего 2 рядов. Потом прорежьте линии 3, соединяющие звенья лесенки, а после подрезайте стороны так же, как вы резали «соломкой». Розетку» в центре композиции вы выполните легко.

Выполнив резьбу, с противоположной стороны просверлите неглубокое отверстие для подвешивания подставки на стену. Никакие петельки здесь не пойдут, так как они будут мешать использованию изделия, а в отверстие как раз войдет головка шурупа, который вы ввинтите в стену.